Наверняка наши юные читатели и их родители задумывались над тем, стоит ли идти учиться в музыкальную школу? Чаще всего камнем преткновения становится отказ или сомнение заниматься музыкой профессионально. К счастью, нам удалось побеседовать с ведущими музыковедами России на пресс-конференции «Музыка для всех: Как феномен современного музыкального образования России».
Со слов профессора Российской академии музыки им. Гнесиных Дины Кирнарской, международный консорциум психологов доказал, что музыкальные занятия делают человека умнее. То есть для того, чтобы стать успешнее и добиваться своих целей в любой области – музыкальные занятия: великая вещь. Ещё Дина Константиновна добавила, что в стране необходимо ввести две программы начального музыкального образования: облегчённую для общего развития и углубленную для увлечённых детей.
Какая музыка полезна для детского развития: классическая или любая другая?
– Где граница между музыкальной классикой и немузыкальной классикой? Если ребёнок, которому ещё нет года, допевает за мамой колыбельную: “на-на-на”, то это музыка или нет? Это художественный шедевр? Классика? Нет. Это естественная природа музыки, которая исходит из человека. Все с рождения музыкальны. Я работник детского учреждения и не один год, могу чётко засвидетельствовать: маленькие дети, которые только научились стоять, не имеют никакого опыта слушать музыку, танцевать, смотреть телевизор, но когда начинает играть музыка, они совершают танцевальные движения. Из этого вытекает, что всё подлежит возрастным доминантам. Если маленькому ребёнку включить симфонию Чайковского, то один из ста тысяч будет слушать. А все остальные дети развиваются согласно возрасту. Им нужно включать детские песни, потешки, поговорки, считалки. А что таое считалка? В ней тот же самый вербальный материал, что и в поэзии. А ритмическая часть музыкальная: равномерность, постоянная скорость и точность. Считалка – это пограничный жанр между поэзией и музыкой. Я считаю, что музыка должна быть хорошей, тёплой, доброй, должна затрагивать струны души, которые не сможет затронуть ни один другой вид деятельности. А для классической музыки и любой другой настанет своё время, – рассказала профессор СПб консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Нина Бергер.
Проект «Музыка для всех» познакомит с разнообразием жанров
– Не бойтесь знакомить ребёнка с самыми разными жанрами: рок, поп, джаз, классикой и т. д. Есть хорошая и плохая музыка в каждом жанре. Нельзя предвзято считать, что, например, рок-музыка вредна для здоровья детей. Рок бывает очень разным. Ещё нельзя сетовать, что молодёжь слушает только поп-музыку. Может быть какая-то часть да, но есть ещё другие ребята. Проект “Музыка для всех” как раз направлен на то, чтобы показать какой разнообразной бывает музыка. Ознакомившись с многообразием жанров и направлений человек должен выбрать то, что близко его сердцу. Поэтому водите своих детей на концерты самых разных исполнителей, – рекомендовал президент РОСИМЕ, профессор МГК им. П. И. Чайковского.
Как мотивировать ребёнка получать музыкальное образование?
– Одно из самых привлекательных качеств музыкального образования – это его сложное формирование. В процессе обучения ребёнок убеждается в том, что успеха можно достичь только упорным и честным трудом. Потому что в музыкальном образовании нельзя списать или вызубрить за ночь. Мотивировать на все 8 лет невозможно, но важно напоминать ребёнку о том, что достойный труд даёт достойный результат. Я бы хотел отметить, что любой ученик музыкальной школы проходит через определённые стадии развития: помимо успехов бывают кризисы, слёзы, без них никак. За 55 лет педагогического стажа могу сказать, что бывают очень яркие первоклассники, педагогам которых завидуют другие учителя. Но рано выстрелив, они могут так же погаснуть, покинуть стены музыкальной школы. А другие еле-еле переходят из класса в класс, а потом уже раскрываются. Так что пути Господни неисповедимы. А мы педагоги должны помочь реализоваться каждому ученику, в первую очередь, позитивным настроем, – поделился професор Дальневосточного института искусств Сергей Айзенштадт.
Послушав выдающихся деятелей музыки нашей страны, мы убедились, что занятие пение, игра на инструментах и даже просто игра любимых исполнителей в наушниках не только согревают нашу душу, наполняют особой атмосферой наш досуг, но и развивают нас как личность, помогают лучше осваивать другие навыки. Действительно, «людям нужно помогать слушать музыку, музыка должна дышать контекстом».
Виктория Кост