У Юлии Поляковой ещё в школьные годы зародился интерес к профессии журналиста. В юности её не раз преследовали сомнения, а правильно ли она поступила на журфак, хочет ли действительно работать в медиа? Со временем Юлия Александровна смогла ответить себе на эти вопросы. Сегодня наша героиня – старший преподаватель кафедры журналистики и связей с общественностью Забайкальского государственного университета. В свободное время ведёт видеоблог «ЯЖПРЕПОД» и с удовольствием помогает юным корреспондентам. Не так давно Юлия Александровна дистанционно встретилась со студентами Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова
В начале пути можно потерять интерес к профессии
– Я очень давно занимаюсь журналистикой. Мне было всего 14 лет, когда я начала публиковаться в газете «Чадо». И конечно, когда ты работаешь в детской газете, то простор для фантазии очень широк. Это была локальная газета, которая писалась читинскими школьниками. После этого, когда я поступила на факультет журналистики, то поняла, что в официальных СМИ нельзя писать обо всём что думаешь, не можешь проявить свой творческий потенциал в полной мере. Я была немного разочарована, но наши преподаватели смогли грамотно справиться с этим. Они посоветовали мне интересных редакторов и издания, тем самым смогли сохранить мой интерес к профессии.
Поскольку я являюсь редактором газеты «Наш университет» на протяжении почти 20 лет, то непосредственно общаюсь с молодыми журналистами. Но преподавая студентам, я вижу в каждом из них себя, то самое разочарование в профессии, что нельзя в полной мере реализовать себя, за чем они и пришли в журналистику. В больших потоковых изданиях начинающим журналистам оставляют очень маленький простор для самореализации. Вы, наверное, уже сталкивались с этим на практике. Когда в редакцию приходит практикант, то ему поручается самая неинтересная работа – это скучные пресс-релизы и пресс-конференции. Здесь может потеряться всякий интерес к профессии. Но этот этап нужно преодолеть. Нужно показать себя, и чем раньше вы это сделаете, тем быстрее перед вами откроются двери.
«Три стороны» – руководство к действию для «чайников»
У локальных медиа гораздо меньше преимуществ перед федеральными, потому что у них чаще всего страдает материально-техническая база и не хватает кадров. Федеральная повестка дня – это события, которые происходят в мире, о них рассказывают все. А вот локальная повестка чаще всего остаётся в тени. О ней упоминают вскользь, но иногда журналистам не хватает опыта или мастерства рассказать интересно о людях, делах, организациях в регионе. Чтобы снять эту нагрузку начинающих журналистов я придумала такую технику, которую назвала «Три стороны». С её помощью можно научиться писать тексты объективно и креативно. Техника позволяет убить сразу четырёх зайцев: понять, о чём написать текст; придумать идею текста; структурировать информацию; придумать интересный заголовок.
В чём же заключаются суть техники? В любом событии есть три стороны: организаторы, участники, зрители. Первое чему нужно научиться – это выявлять эти три стороны. Например, возьмём художественную выставку. Здесь организаторы – министерство культуры, участники – художники, зрители – горожане. Возьмём такое явление как повышение цены на бензин, организаторы – АЗС, участники – водители, зрители – пассажиры и покупатели. Разделив событие на эти три стороны, вы можете как минимум написать об этом с трёх сторон. К примеру, солнечное затмение, организаторы – специалисты по астрономии, участники – астрономы-любители, зрители – жители Земли. Далее нужно составить список смысловых единиц, тогда вы сможете лучше ориентироваться в событии. Открытие выставки – картины, музей, художники, гид, искусство, акварель, пейзаж, холст. Повышение цены на бензин – автомобиль, расход, транспорт, логистика, гибридное авто, тариф. Солнечное затмение – небо, диск, наблюдение, телескоп, цикличность, Луна, страх, время.
“Чем точнее соберёте смысловые единицы, тем проще будет составить текст”
Разберём музыкальный концерт. Организаторы – комитет культуры, участники – молодёжные коллективы, зрители – жители города. Для каждой стороны составляем смысловые единицы, которые действительно к ним относятся. Записываем всё что придёт в голову: комитет культуры – мероприятие, реклама, список номеров, коллективы, жанры музыки, танцы, аппаратура, афиши, ведущий. Молодёжные коллективы – группа «Snow voice», играть на гитаре, петь, флешмоб, эксклюзив. Жители города – молодёжь, семьи с детьми, пары, гопники, аплодисменты, подпевать, расходиться. Чем точнее вы соберёте смысловые единицы, чем больше и конкретнее их будет, тем проще вам будет составить текст.
А затем задаём вопросы нашим смысловым единицам. Грубо говоря к каждому факту у вас должны быть детали. Задаём себе вопросы: почему группы согласились участвовать? Откуда идея проведения? К чему приурочен концерт? Откуда группы и солисты? Какие песни и танцы? Описать костюмы. Где они ещё выступают? Кто зрители? Бесплатно? Где именно прошло? Что-то ещё было? Такое часто бывает? Отвечая на эти вопросы, вы не банально преподнесёте рядовую новость.
С помощью техники «Три стороны» можно: создавать объективный текст, рассказывать о событии интересно, привлекать внимание к публикации, писать о чём угодно! Посмотреть видео-встречу можно по ссылке: https://rutube.ru/video/ecdae105f29ceb05ecef4bef2104c259/
Виктория Алексеева