«Мы сегодня отмечаем год с начала действия стратегии-2030, в соответствии с которой не менее 70% граждан нашей страны должны быть вовлечены в занятия спортом. По итогам 2021 года около 45% уже являются активными сторонниками здорового образа жизни, систематически занимаются спортом. Огромное влияние мы уделяем развитию спорта среди школ, среди студентов, корпоративному спорту. Спорт должен стать нормой нашей жизни», — сказал в своем выступлении Министр спорта Российской Федерации Олег Васильевич Матыцин.
Здоровый образ жизни невозможен без движения. Мы не говорим о тяжелых физических тренировках для достижения спортивных результатов. Физические упражнения для того, чтобы тело было подтянутым очень важны. Если из всего комплекса мер ЗОЖ выбрать только правильное питание, это даст результат, но он не будет столь очевиден. Для здоровья и красоты необходимы ежедневные спортивные упражнения. Самый лучший вариант для этой цели – это подвижные игры. В настоящее время пользуются популярностью игры разных народов.
Игры позволяют не только получить заряд бодрости и настроения, но еще познавательны и расширяют кругозор. Для меня очень важно изучение и распространение национальных игр моего народа — эвенов. Рада, что могу поделиться своими впечатлениями об этих играх, в которых участвовала и наблюдала.
Национальные виды спорта, физические упражнения и народные игры формировались, совершенствовались на протяжении тысячелетий и являлись основным средством заполнения потребности в движении для гармоничного физического развития организма. Особенностью национальных игр является их общедоступность, практичность и простота в применении. 22-24 октября 2021 года прошел VIII международный фестиваль ЗОЖ и спорта, как было бы прекрасно, если бы на следующем таком фестивале участники узнали об эвенских национальных играх.
Основным фактором, способствовавшим возникновению игр и состязаний эвенов, является традиционный уклад жизни, особенности которого обусловлены постоянным противоборством с различными опасностями и борьбой за выживание в условиях кочевой жизни. Дети в эвенской семье очень рано приобщались к жизни взрослых, с малолетства осваивали различные способы охоты, рыбалки и труда оленеводов с помощью самодельных орудий. В процессе приобщения к трудовой и производственной деятельности, формирования у детей таких качеств, как подвижность, ловкость, быстрота огромная роль отводилась традиционным играм. Подвижные игры очень любят не только маленькие дети, но и старшеклассники (по своему опыту). Когда предлагают поиграть в новую игру, всем становится очень интересно, тем более, когда игра основана на реальной роли охотника или оленевода.
Играя, дети помогали взрослым. Такие примеры читаем в сборнике Надежды Егоровны Индановой: «Женщина готовится выделывать оленью шкуру, а для начала нужно эту шкуру размягчить. Она собирает своих детей и предлагает им поиграть на этой шкуре. Дети могут играть на шкуре целый день, не думая о том, что своими играми они помогли маме. Мужчина предлагает мальчишкам побросать маут на оленьи рога, этой игрой они помогают выпрямить маут, чтобы он стал мягче».[1]
Игра формирует бережное отношение к вещам и богатству: «У каждого ребенка, особенно кочующего в стаде, имеются такие игрушечные олени, символизирующие стадо оленей или поголовье оленей семьи. С малых лет ребенок бережет своих игрушечных оленей и передает их своим младшим братьям и сестрам. Так из поколения в поколение увеличивается количество игрушечных оленей. Таким образом, в ходе игр у него формируется бережное отношение к игрушкам, кроме того, ребенок постепенно осознает необходимость сохранения и приумножения игрушечного стада. В дальнейшем такое отношение проецируется и в действительность, так как каждый эвен старается бережно относиться и приумножать свое самое главное богатство в жизни – оленей. Игры для эвенов, как и для других народов Севера, выступают в условиях кочевой жизни, воспитательным институтом и одновременно школой жизни подрастающего поколения. Они развивают ловкость, смекалку, внимательность, чуткость, воспитывают, готовят к кочевой жизни в суровых условиях Севера. Кроме того, учат быть выносливым, терпимым, добрым, ответственным, уметь делать все»[2]. Согласны, что в игре проявляются те качества человека, которые не так заметны в обычной жизни. Тихий одноклассник может оказаться лидером и вдохновителем физически слабых, а отличник будет послушно следовать совету не самого успешного в учебе ребенка. В игре, не замечая усталости делаешь много разных движений, прыгаешь, бегаешь, стараясь следовать правилам.
Здоровье человека – это не только физическая сила, но и сила духа, ума, характера. Все это могут дать национальные игры наших предков.
Приведу мнение моих знакомых об эвенских играх.
Романова Мирослава Александровна, МБОУ «Хоринская СОШ» дошкольная группа — помощник воспитателя: Я из с. Себян–Кюель, Кобяйский улус. В настоящее время живу в с. Хоро, Сунтарский улус. Свой родной эвенский язык знаю. В детстве играла в национальные игры и хотела бы, чтобы и современные дети не забывали эти игры. Было бы хорошо, если бы включили в программу уроков по физкультуре игры предков. Обучающимся это дало бы возможность приобрести ловкость, смекалку. Эвенские игры показали бы культуру народа, в общем ознакомили бы про народность — эвены.
Кейметинова Снежана Сергеевна, студентка СВФУ, ФЛФ: Родилась в с.Себян Кюель, Кобяйского улуса. Я знаю свой родной эвенский язык. Об эвенских играх читала в книгах. Считаю, что национальные эвенские игры можно включить в программу уроков физической культуры. Национальные игры помогают сохранить культуру народа.
Степанова Ирина Александровна, МБОУ Себян-Кюельская НЭСОШ имени П. А. Ламутского, психолог: Родилась и живу в с. Себян-Кюель Кобяйского улуса. На родном языке говорю с рождения. Видела, как проходят национальные эвенские игры. Например, очень интересна игра в мяч из шкуры оленя. Игра проходит на свежем воздухе, приносит массу удовольствия и пользы для здоровья. Игровая ситуация помогает сплотить команду. Считаю, что было бы полезно включение эвенских игр в программу уроков физкультуры.
Данилова Зоя Егоровна, ИП: Родилась в с.Себян-Кюель, Кобяйского улуса, живу в Горном улусе, с. Бердигестях. К сожалению, свой родной язык знаю не так хорошо, как хотела бы. Национальные эвенские игры видела, но не участвовала. Было бы правильно включить эвенские игры в школьную программу.
Хотелось бы начать описание эвенских игр с самых зрелищных и азартных. Это – гонки на оленьих упряжках (нартах) «Оранди туркилкан есчимэчэк» и гонки верхом на оленях «Бадунь есчимэчэк». Для участия в этих состязаниях потребуется не только физическая подготовка, но и некоторые умения оленевода. Моя подруга – опытная наездница и участница соревнований считает, что этот вид спорта дает ей много позитивных эмоций, физическую закалку, позволяет чувствовать себя уверенно. Мне бы тоже хотелось участвовать в таких соревнованиях. Было бы здорово, если бы география таких соревнований расширялась.
Соревнования по стрельбе из лука «Нө кикэчин», охота на дикого оленя «Буюсэк» развивают меткость, координацию движений, умение сосредоточиться. В таких состязаниях могут участвовать все вне зависимости от возраста и физической формы, но лично такие состязания не довелось видеть.
Гребля на «ветках» (долбленках) «Момич улидяк», состязания на многоместной лодке «Хояч бими момич улидяк» были связаны с рыболовством и требуют от участника определенных навыков управления лодкой. Сила, выносливость, координация движений развивается в этом виде в полной мере.
Не требуют особой подготовки, но очень бодрят игры «Мавуту танчимачак» (метание мавута), «Туймачин» (бой быков). Мавут (некоторые исследователи пишут «маут») – аркан для ловли оленей. Есть много игр с арканом для ловли оленей.
В игре «Туймачин» двое становятся напротив друг друга на колени (на оленьей шкуре), упираются лбами и стараются вытолкнуть соперника с оленьей шкуры.
Для любителей прыгать есть игры «Туркич мэлумэчек» (прыжок через нарту в длину). В натоящее время этот вид соревнований можно наблюдать во время слета оленеводов и не только. Приспособления в виде нарт есть, например, в спортивном зале нашей школы (хотя школа якутская). «Эгдетэ таннян өйдэлин мэлумэчин» (прыжок через рога лося). В этих играх развивается сила ног, умение расчитать высоту и длину прыжка.
Массовые игры «Оран нян гиркари» (волк и олени), «Баликач» (игра в прятки), «Дявъямкачин» (игра в камни) будут интересны не только детям, но и взрослым. Ведь когда собирается веселая компания родственников и друзей с семьями, совместные игры помогают сплочению и сближению.
Айлана СТЕАНОВА,
ученица 10 класса МБОУ «Ертская СОШ им.С.И.Тарасова»,
участница конкурса журналистики к юбилею В.Н. Угаровой в с. Горный.
Руководитель: Т.А. Тарасова.
[1] Инданова Н.Е. Игры эвенов из древности в будущее. – Петропавловск-Камчатский, 2011. – С. 5.
[2] М.В. Кривошапкин, Е.А. Кривошапкина. Традиционные игры эвенов Якутии.