Конкурс «Водные жемчужины Якутии» воспитывает у школьников ответственность за сохранение природного наследия, популяризация идей бережного отношения и сохранения водных ресурсов республики. Мы бы хотели познакомить вас с работами призеров Республиканского мероприятия.
Вода
Воде была дана волшебная власть
стать соком жизни на Земле.
Леонардо да Винчи.
Вода. Вода озерная, вода речная, вода морская. Вода талая, дождевая, пресная, соленая, ключевая, горная, живая, мертвая, целебная, Святая… Вот она какая, это вода! И каждый здравомыслящий человек, наверняка, знает, что именно на воде держится планета под названием Земля. Земля со своими дивными маленькими и большими растениями, разнообразными птицами-пернатыми, хищными — нехищными зверями и животными, причудливыми насекомыми и рыбами, а также, конечно же, людьми, населяющими весь Земной шар. Вы только представьте себе на минутку, что произойдет со всеми, если вдруг исчезнет вода? А ответ прост и очевиден: исчезнет все, все живое. Вот в чем чудодейственная сила воды.
Поэтому сегодня любое загрязнение, будь это механическое или биологическое, природное или физическое, больших и малых рек, озер, водоемов стало актуальнейшей проблемой всего человечества.
Каждый населенный пункт на Земле имеет свои водные ресурсы, обеспечивающие всем необходимым для его жизнедеятельности. Среди живительных рек Земли величаво течет в Восточной Сибири и наша матушка- Лена, впадающая в Северный Ледовитый океан. Она со своими ветвями является кормилицей, главной артерией нашей республики. Её плавно бороздят в короткий теплый период груженые необходимыми продовольственными товарами и различным инвентарем баржи; курсируют
комфортабельные теплоходы с туристами, любующимися чарующей красотой Лены; переправляют спешащих пассажиров с одного берега на другой паромы; с наслаждением купается народ, рыбачат в любое время года азартные рыболовы… А скольких поэтов, музыкантов, певцов, художников, фотографов вдохновляет река Лена? Сотни замечательных стихотворений, удивительных картин посвящено Ей. С уверенностью могу сказать, что каждый хотел бы, чтобы так было всегда. Однако для этого надо, чтобы вода была чистой, прозрачной и полноводной всегда.
К сожалению, как мы знаем из различных источников информации, почти повсеместно идет интенсивный процесс загрязнения водных ресурсов. В том числе и нашей матушки — Лены. Загрязняющих факторов немало, как я уже сказала выше. Но все же главным виновником, на мой взгляд, является в первую очередь сам Человек. Это и беспощадная вырубка лесов, хищническое отношение к Земле, выливание нефтепродуктов, оставление после себя разного рода мусора, пластиковых отходов (как это банально не звучало), невежество, непонимание того, что в этом мире всё взаимосвязано. Возникает извечный вопрос «Что делать?». Как сделать так, чтобы это поняли абсолютно все, все до единого? Эффективны ли публичные лекции, многочисленные беседы перед большой аудиторией о бережном отношении к водным ресурсам, к природе? Видимо, не очень. Так что же нужно сделать, какие меры принять? Есть ли выход? По-моему, самый простой и в то же время самый сложный (судя по наблюдениям) ответ кроется в нас самих. Состав и состояние воды, ее жизнеобеспечивающие природные функции сохранятся в чистом виде только тогда, когда каждый человек, независимо от его возраста, будет по-настоящему бережно относиться к окружающему миру, когда каждый поймет, что вода — это есть реальный источник всего Живого. Ведь все зависит от здравого ума Человека, его элементарного знания о животворящей силе воды. Я считаю, для этого необходимо воспитание самого себя, воспитание любви именно анализирующей, глубокой, а не просто созерцательной. Чтобы потом не ходили волонтеры с мешками искать и собирать хлам. Ибо только самовоспитание, самоконтроль за своими действиями и поступками приведет к улучшению сложившейся ситуации, поможет воспрепятствовать дальнейшему загрязнению. Убеждена, что только таким образом можно внести свой вклад в решение нарастающей глобальной проблемы.
Люди! Никогда не забывайте, что вода — это «волшебный сок жизни на Земле.» А для нас Лена-матушка и есть главная Водная жемчужина родного края!
«Ледяной» марафон
Мне кажется, что все понимают, что вода – это источник жизни. Тем более мы, жители Якутии – края с бесчисленными реками и озерами, края, где испокон веков люди селились на берегах водоемов. Вода и есть жизнь!
Так и мои предки поселились на берегу Амги — красивейшей реки республики. Мне кажется, наша Амга — настоящая жемчужина не только Якутии, но и всей России: она самая чистая, самая красивая, самая- самая! Летом почти все жители моей деревни (и гости, которых едва ли не больше самих жителей, тоже) проводим весь день на пляже: купаемся, загораем, кто- то стирает, кто- то рыбачит невдалеке, а поодаль стоят тракторы-водовозы.
Действительно, в прямом смысле слова, в нашем селе вода – источник всего живого. И зимой, и летом мы пьем воду из реки. Прошлым летом у нас появился водопровод. А зимой мы из реки берем лед для питья. И сейчас я хочу рассказать о том, как все это происходит. Потому что в нашей семье на заготовку льда ходим мы с отцом и дедом, так как я – старшая, с прошлой зимы к нашей команде присоединился мой младший брат – Айаал. Точно так же, я думаю, готовили лед на зиму и мои деды и прадеды.
Первым делом, как только встает лед, на реку отправляется наш отец: он расчищает от снега тот участок льда, с которого мы берем ледяные глыбы, помогает воде превратиться в лед, как бы снимая снежное одеяло со льда, чтобы мороз схватил сильнее. А дед в это время готовит снаряжение: точит пешни, лом, салазки.
Льда нам надо много, ведь берем мы его на две семьи: себе и бабушке с дедушкой. И вот этот день настал. Дедушка чертит ломом прямоугольники на льду. И по этому «чертежу» папа пешней выдалбливает куски, а мы с Айаалом держим льдину, чтобы она не уплыла. Потом берем специальные длинные салазки, которые смастерил дедушка, вытаскиваем лед, тащим на берег, и выкладываем по одному на прицеп. И отвозим домой на тракторе. Рядом односельчане занимается тем же. Только некоторые орудуют бензопилой, не пешней, как мы. И продолжается этот ледяной «марафон» примерно 4-5 дней. К концу, конечно, устаешь. Но все равно мне очень нравится эта командная работа: я чувствую, что выполняю очень важное и нужное дело, объединяющее всю семью.
Река – наше великое богатство, не загрязняйте ее. Природа отдает нам все, в чем мы нуждаемся, берегите ее!
Отряд волонтеров в помощь экологам
Важнейшая, так сказать, стратегическая задача охраны природы — воспитание волонтеров к природным ресурсам, в духе любви к природе. Правильное или неправильное отношение к природе — это прежде всего вопрос мировоззрения человека, которое начинает закладываться очень рано, еще у дошкольников и школьников. Особенно важен период школьного возраста, когда юный член общества самостоятельно может решать вопрос о том, что можно и чего нельзя (пассивная форма охраны природы), а старшеклассники могут уже активно охранять природу, изменять и улучшать ее. Очень хорошо было бы создать в школах волонтерские отряды из состава 9-11 классов.
Создание волонтерского отряда юных экологов во всех школах было бы большой помощью в работе по природному мониторингу. Волонтеры-ученики проводили бы не сложные мониторинги водных объектов своей местности.
Помощью ребят волонтеров могли бы служить следующие исследования:
Первый мониторинг изучения — наблюдения в природе, на берегу водоема. Следует оценивать: 1) проточность водоема, 2) наличие прибрежных или водных зарослей высших растений (т.е имеющих листья и корни-стебли могут быть неизменными), 3) зарастание водоема водорослями, появляющимися на поверхности воды в виде «тины», 4) водоросли, прикрепленные ко дну или подводным предметам, 5) окраску воды, т.е наличие «цветения» воды. При «цветении» вода приобретает либо ярко-зеленый цвет (развитие зеленых водорослей), либо серовато-сине-зеленую окраску (развитие сине-зеленых водорослей). «Цветение» воды возникает обычно, когда в 1-ом л воды насчитывается несколько миллионов клеток.
Второй мониторинг изучения — сбор материалов для лабораторного исследования (сбор водорослей).
В водоеме водоросли поселяются в трех местообитаниях:
1) в толще воды (это планктон), 2) на дне водоема (бентос) и 3) на поверхности погруженных в воду предметов (перифитон). Прежде всего надо осмотреть водоем и его дно и обнаружить наличие бентоса в виде разрастание водорослей — «тины», хлопьев или отдельных нитей, собрать их в баночку. Если бентос не заметен макроскопически, но дно покрыто илом, то с помощью пипетки или стеклянной трубочки надо втянуть небольшое количество ила и тоже поместить в баночку. Хорошим объектом для изучения бентоса являются
хлопья, плывущие поп поверхности воды: это кусочки бентоса, поднятые со дна водоема выделенным водорослями кислородом.
Третий мониторинг работы — изучение и оценка собранного материала. Большинство водорослей — либо микроскопические организмы, либо требуют микроскопического изучения для уточнения строения. Предварительно препараты из собранных водорослей просматриваются с помощью стереоскопической лупы, а затем — микроскопа. Определяется состав видов водорослей или видовое разнообразие, обилие отдельных видов, виды-индикаторы.
Четвертый мониторинг — оценка результатов. Разработана специальная шкала, позволяющая по составу водорослей оценить степень органического загрязнения.
При анализе проб подсчитывается общее число встреченных видов и обилие каждого вида (по 5-балльной шкале); выявляются доминирующие виды и их сапробность; делается вывод о преобладании видов определенной сапробности.
Главное в том, что волонтеры-ученики — будущие специалисты, командиры производства, природопользователи — на практике подходят к вопросам охраны природы, болеют за сохранность природных ресурсов, борются с их расточительством, с нарушителями законов. На конкретных и нередко трудных примерах ученики учатся управлять своей страной. И можно быть уверенными, что сегодняшние дружинники будут бережливыми хозяевами страны.
Лина Бережнова.