Помните Константина Сыромятникова, победителя конкурса «Моя профессия — IT»? О нем мы писали на нашем сайте. И вот снова Константин — герой нашей новой публикации! На этот раз он стал победителем Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» Министерства просвещения России, посвященный 75-летию Победы!
Его руководитель, учительница русского языка и литературы Национальной политехнической школы №2 г. Якутска Маргарита Денисова, с 6 класса занималась с Константином. «Костя Сыромятников впервые о своем дедушке написал в 6 классе, затем полностью изучил боевой путь прадеда. Сочинение на заданную тему длиною 6 лет…»,- говорит Маргарита Егоровна.- Недавно одна классная руководительница, в классе которой я провожу уроки русского, предложила нескольких детей для участия во Всероссийском конкурсе сочинений в будущем году. Действительно хороших детей, очень прилежных, с отличной грамотностью, умеющих красиво и много говорить. Но на эти качества я особенно не опираюсь. Стать победителем во ВКС не так просто, тут много факторов нужно . У меня, кроме Кости Сыромятникова, еще два всероссийских победителя, на выращивание которых нужны были годы: Катя Конушина, чтобы такую работу написать и победить, два года ездила на чистку скал Ленских столбов. Тане Андреевой, чтобы написать о Толстом, надо было вдохнуть яснополянского воздуха, побывать на его родине, понять величие души и слог писателя.»
В конкурсе приняли участие свыше 133 тыс. школьников из всех регионов страны, а также посольских школ России за рубежом. Из них выбрали 87 победителей, которые примут участие в Параде Победы на Красной площади.
«Гвардии рядовой Гаврил Сыромятников – мой герой»
(сочинение-победитель Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности»)
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят…
Этот взгляд, словно высший суд, для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть.
(Е.Д. Агранович, советский и российский поэт)
Незабываемый 2015 год. Вся Россия готовилась праздновать 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Наш класс работал над созданием рукописной книги о родных и близких, воевавших на полях Отечественной войны. «Свет Победы, отраженный в потомках»– назвали мы с благодарной памятью свою книгу. Она дань нашего глубокого уважения к творцам Великой Победы. Мы составили ее, помня о своей неразрывной кровной связи с поколением сороковых годов XX столетия, ибо у каждого ученика, кто причастен к созданию книги, свои счеты с той страшной войной: у одних – прадедушка – фронтовик, у других – брат или дядя остались на полях Великой Отечественной, у третьих – прабабушки, близкие и родные в тылу возложили на плечи тяжкое бремя войны, как в стихотворении Николая Дмитриева:
Войны не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны…
Нам хотелось под руководством классного руководителя Денисовой Маргариты Егоровны составить такую книгу, чтобы не терялась историческая память, не нарушилась естественная связь времен, чтобы мы, дети уже далекого от тех страшных времен войны XXI века, знали и помнили тех, кому мы обязаны жизнью, чтобы любили их и гордились ими.
Я сразу решил, что буду участвовать в создании этой книги. Почему принял это решение? Все очень просто. Я не хочу войны, как не хотят ее все мои ровесники, мои друзья, родные, близкие, знакомые. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидит больше ни солнца, ни травы, ни детей. Среди них был мой прадед Сыромятников Гаврил Николаевич.
О минувшей войне можно говорить по-разному: скорбно и торжествующе. Но тема Великой Отечественной войны вызывает однозначные чувства-острую душевную боль и горечь. Читая о войне, приходишь к пониманию-этого не должно быть! Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем!
Помню, с каким волнением я, тогда еще шестиклассник, работал над сочинением на заданную тему: написать письмо из прошлого в будущее от имени своего прадедушки, который погиб героически в марте 1944 года. Письмо, какое я хотел бы от него получить и прочитать, слова, которые хотел бы я услышать: «Мой внучек, любимый мой! Живите счастливо, берегите родную землю, мир! Знаю, чувствую, что моя родная Якутия стала еще краше и благодатнее, что вы живете в цветущем крае и строите новый мир без войны, ведь люди рождаются не для крови и страданий. Тебе суждено продолжить род человеческий. Я очень хочу, чтобы у тебя, дорогой внучек, были дети и внуки, чтобы они носили нашу фамилию, чтобы я смог когда-нибудь вернуться на землю через много лет в наших детях и внуках». Наверное, так написал бы мой прадедушка Гаврил. Читаю…, и слезы застилают глаза.
После смерти дедушки нам достался семейный архив, где мы обнаружили похоронку и выцветшую старую военную фотографию прадедушки, где на нас смотрели до боли знакомые и такие родные глаза. И я тогда впервые мысленно обратился к моему далекому, но такому близкому человеку: «Дорогой мой прадедушка, в твоих чертах я узнаю себя, как же я похож на тебя…».
В извещении говорилось о том, что гвардии рядовой 117 гвардейского стрелкового полка 39 гвардейской стрелковой дивизии Сыромятников Гаврил Николаевич, уроженец Якутской АССР, Таттинского района, с. Крест-Хальджай, 3 Баягантинского наслега, в боях за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 4 марта 1944 года, похоронен на юго-западной окраине 1 Николаевска Широковского района Николаевской области.
Думаю, Гаврил в молодости был, как все его ровесники, трудолюбивым, смелым. Он умел дружить, много мечтал, радовался жизни, любил, еще был творческим человеком. Его умелым рукам подчинялись краски и карандаши. О таланте сельского парнишки узнали в районном центре, и только ему стали доверять портреты великого вождя. Об этом мы узнали из воспоминаний старожилов в книге об истории села Крест-Хальджай. У Гаврила в жизни было много планов: со своей любимой женой мечтал построить дом, народить детей.
Нагрянула война. Гаврил со своим лучшим другом, Федором Охлопковым, впоследствии ставшим знаменитым снайпером, Героем Советского Союза, вместе ушли на фронт, оставив родной очаг. О чем тогда они могли думать? Думаю, что вернутся домой с победой, обнимут родных, но вместе с тем понимали, что война – это не на один день и даже не на один год.
Не осталось людей, которые помнили бы о нем, но я решил восстановить, исполняя свой долг перед поколением победителей, для родных и близких, фронтовой путь моего прадеда, его последнюю весну 1944 года.
Для того чтобы узнать, в каких сражениях участвовал прадед, я изучил боевой путь 117 гвардейского стрелкового полка. Узнал, что полк участвовал в Сталинградской битве, в освобождении Левобережной и Правобережной Украины, в Изюм-Барвенковской наступательной операции, в Люблин-Брестской, Варшавско-Познанской и Берлинской наступательных операциях.
Стояли знойные дни, непривычные для августа. Пожары деревень давали еще жару. Гаврил в редкие минуты затишья смотрел на небо и, отгоняя беспокойные мысли о семье, думал о далеком своем родном аласе, видел свою любимую Аннушку среди полевых цветов, счастливую, похожую на красивую сардану (саранку), которая бежит навстречу ему с туеском с оладушками и земляникой. Вспоминал запах ее рук, милые глаза. И Гаврил только одно понимал: он должен выжить во что бы то ни стало! Выжить ради малыша, которого еще не видел! Выжить ради любимой и родных!
К весне 1944 года они были уже на украинской земле. В марте начались жестокие, кровопролитные бои на реке Ингулец на Правобережье Украины. Если бы мой прадед знал, что это его последняя весна. Как несправедливо и страшно – погибать молодым…
А в это время в далекой Якутии, покрытой белыми снегами, ждал отца с войны маленький мальчик, которому исполнилось три годика, который уже смело бегал по тем же тропинкам, где когда-то бегал его отец. До весны было еще далеко. Маленький Володя ладошкой протирал заиндевелое окно, ему хотелось первым увидеть, как возвращается домой его отец.
…Затишье перед боем. Одежда вся промокла, тяжело было в такую погоду таскать шинель, но и оставлять нельзя. Гаврил привык к таким условиям. Он решил сегодня написать письмо своей любимой Аннушке: не верил, что жена умерла после тяжелых родов, и о судьбе ребенка ничего не знал. Ему никто не писал, а узнал случайно, когда встретил земляка еще в прошлом году. Да и тот рассказал смутную историю. Не поверил он тогда, что семья могла погибнуть. Письмо свое Гаврил начал словами: «Дорогие, любимые мои». Светлые и добрые воспоминания на какой-то миг вернули его в родной алас, и глаза бойца стали глубокими, как два бездонных озера, где в яркий летний день играют солнечные лучи. На лице появилась улыбка…
И как раз в этот момент взлетела красная ракета. Это была команда к наступлению. Гаврил аккуратно сложил в карман шинели клочок бумаги и карандаш, подумал, что после взятия Николаевска обязательно докончит письмо и отправит. В этот раз обязательно. Сегодня он ясно понял, что сын жив, что он обязательно вернется к нему. Ему даже привиделась на какой-то момент их встреча. Теплые детские ладошки, розовые щеки, легкие, как пух, волосы, пропахшие материнским молоком.
Но вдруг он ощутил боль, резкую боль в груди. Гаврил упал на землю. Он лежал без стона, без крика. Кровь сочилась из-под мокрой шинели. Эх, шинель-подруга, куда ты смотрела, не уберегла же ведь, а сколько прошли вместе дорог военных — с Якутии до Украины?! Стиснув зубы, невзирая на адскую боль, приподнял голову Гаврил. Рядом лежали друзья, головы были пробиты, только волосы то ли от ветра, то ли от скорости пуль, пролетавших мимо, шевелились и вздрагивали. Слышна стрельба, не легко сейчас товарищам. Что делать? Чем помочь? Из последних сил Гаврил взял свою винтовку и стал стрелять в фашистов, прикрывая своих боевых друзей. Кровь сильнее сочилась, где-то уже гремело «УРА!», и где-то далеко детский голос звал: «Аҕаа! Отец!», но Гаврил уже их не слышал…Его мысли были спокойны, ведь он исполнил свой солдатский долг перед человечеством, перед Отчизной, родными и сыном.
Так закончил свой боевой путь мой прадед, мой герой — гвардии рядовой Сыромятников Гаврил Николаевич. А я, похожий на моего героя, напоминающий родным прадеда, всегда готов встать на защиту мира, готов чтить память об этой Великой войне, жить достойно и продолжать род Сыромятниковых на этой земле.
В 2012 году Николаевск снесли, нет и братской могилы, где захоронен мой дед со своими боевыми друзьями. Николаевск был снесен полностью в связи с расширением отвала Ингулецкого ГОКа. «Стали просто землей, травой…». И от этого на душе становится больно. Судьба оказалась еще раз несправедливой.
Сегодня Красное знамя 117 гвардейского стрелкового полка, дошедшего до Берлина, находится на хранении в Центральном музее Вооружённых сил РФ в Москве. Дедушка, я обязательно преклонюсь перед ним, перед тобой, перед твоими боевыми братьями. На земле не должно быть безымянных памятников, как и не должно быть бессмысленных войн!
Дорогой прадедушка Гаврил! Ты живешь в моем сердце. Ты живешь в каждом сердце российского народа! Простой солдат, без которого не было бы этой Победы, 75 лет мирного неба!
Скоро наступит победный май 2020 года, и я пройду торжественным маршем в колонне «Бессмертного полка», гордо держа фотографию своего прадедушки Сыромятникова Гаврила Николаевича – гвардии рядового Великой Отечественной войны.
… И вновь наступает Девятое мая, на календаре — 2045 год. В зале большого дома накрыт праздничный стол, белая скатерть, салфетки, ветки сирени и ландыши наполнили светлую комнату майскими ароматами. В зал вбегают дети, их много. Стоит веселый гул, детский смех. И на них смотрит добрыми глазами солдат, оставшийся вечно молодым. Жизнь продолжается…