Феномен выученной беспомощности был открыт Мартином Селигманом в 1967 году. Он связан с состоянием человека, когда тот не пытается изменить негативные обстоятельства вокруг себя, даже если может. Психолог Юлия Данилова показывает на примере, как этот феномен становится частью личности.
Ко мне на консультацию пришла мама семилетней девочки. В сентябре она должна идти в первый класс. Мама опасается, что в школе будут проблемы, потому что она «ничего не может сделать сама».
— Совсем ничего?
— Совсем.
— А в туалет ходит сама?
— Если я напомню, то да.
— А если не напомните?
— Не пойдёт.
Мама на полном серьёзе считает, что без её напоминания дочь не сможет понять, нужно ли ей в туалет, и пойти туда, если захочет.
— А что вы делаете, чтобы поддерживать в ней это поведение?
— То есть?
— Ну что она ещё не делает сама?
— Игрушки разбрасывает по всей квартире и не убирает.
— А у нее есть своя территория?
— Есть комната.
— А кто там делает уборку?
— Я.
— Тогда получается, что у неё нет своей территории.
Своей территорией ребёнок будет считать только то место, которым он управляет, на котором он принимает свои решения. На эту территорию никто не может попасть без разрешения хозяина.
— А в чём ваша дочь принимает самостоятельные решения?
— Она не может принимать самостоятельные решения! Если я не буду убираться в комнате, она не будет тоже!
— Возможно, первое время не будет. Пока не поймёт, что мама не пошутила и действительно больше не зайдет в её комнату. И все же, есть место, где ваша дочь принимает самостоятельные решения?
— Нет.
— Тогда вашей задачей будет создать ей для этого условия. Иначе вам предстоит учиться в школе вместо неё.
— Мне муж то же самое говорит, слово в слово.
— А вы как считаете?
— Я этого и боюсь, поэтому пришла.
Когда дети ведут себя беспомощно, они:
- используют модель поведения родителей,
- получают много внешнего управления,
- или их деятельность прерывают.
— Как у вас обстоят дела с порядком на вашей территории?
— Да я тоже вещи не сразу на место кладу. Слишком много дел надо успеть. Сразу всё не успеваю.
— Вы можете говорить ребёнку всё, что угодно. Но он берёт пример с вас. Вспомните моменты, когда ваша дочь впервые взяла в руки веник, тряпку, нож?
— Ой, что вы, нож!
— Дети в 3-4 года режут бутерброды и салаты, если их научить.
— Конечно, я бы отобрала у неё нож. И тряпку. Быстрее и лучше — самой.
— Возможно. Если хотите такой результат, как сейчас. А что будет дальше?
— Не знаю. Ей уже ничего не интересно.
— Конечно. Какой смысл проявлять интерес, если всё равно ничего нельзя.
Как обнаружили механизмы развития выученной беспомощности
Взяли две группы крыс. Им нужно было выбраться к выходу из лабиринта при этом их били током. В итоге обе группы крыс начинали искать выход. Но в одном из лабиринтов выход закрывали. Крыс продолжали бить током, но поскольку они не могли открыть дверь, то вскоре отказались от попыток действовать. Когда выход снова открывали, половина крыс из второго лабиринта не использовала эту возможность.
Точно также мы учим своих детей беспомощности. Годовалый ребёнок берет метлу, мама смеётся над ним и забирает. Он как взрослый хочет помыть посуду, ему говорят, что он маленький, и у него не получится. Ну а к школьному возрасту вы уже не можете его заставить даже криком и угрозами.
Но и это можно изменить, если вовремя пересмотреть свои родительские заблуждения.