
В каждом уголке нашей страны хранится своя история, связанная с героическими поступками прошлых поколений. Для меня лично особое значение имеет памятная коновязь-сэргэ, установленная моим дядей Николаем Романовичем к пятидесятилетию Великой Победы. Эта простая, на первый взгляд, конструкция — не просто предмет из дерева, а символ памяти, веры и благодарности за мир. На ней высечены имена шестерых моих родственников, ушедших на фронт.
Что такое сэргэ и зачем его ставили
Сэргэ — коновязь, один из главных символов якутской культуры, своего рода «древо жизни». Его ставили перед домом. Он означал, что «здесь живут люди, вы — желанные гости». Красивая коновязь была знаком глубокого уважения. Сэргэ имело множество видов: свадебные, праздничные, для почётных гостей, охотничьи, пограничные. Оно выполняло и практическую роль (привязать лошадь), и глубоко символическую — обозначало род, гостеприимство, связь с землёй и предками.
Коновязь-сэргэ, водруженная в честь родственников, участвовавших в Великой Отечественной Войне
На нашем летнем угодье Хотоннох стоит та самая коновязь. Дядя вытесал и установил её в 1995 году. На ней — шесть имён:
Сивцев Михаил Яковлевич (1903-1944) — погиб от ран, похоронен в Калуге.
Сивцев Петр Петрович (1898-1991) — прошёл всю войну сапёром, награждён орденом, вернулся домой из-под Берлина.
Сивцев Роман Петрович (1905-1942) — мой прапрадед. Пропал без вести под Ржевом. Его история — одна из самых трагичных. После его ухода семью, как и тысячи других, отправили в тяжёлое северное переселение. Его жена, моя прапрабабушка, умерла от истощения, спасая детей. Выжили лишь двое, включая моего деда. Только к 80-летию Победы мы нашли имя прапрадеда в Книге памяти.
Сивцев Павел Петрович (1911-1965) — вернулся по ранению инвалидом в 1943 году.
Сивцев Николай Петрович (1914-1963) — вернулся инвалидом (ампутирована нога) в 1943 году.
Сивцев Прокопий Петрович (1924-1988) — 18-летним ушёл на войну с Японией, награждён медалями и орденом.


Эта семейная сэргэ — добрая память и светлый проводник в жизни. Я горжусь своими предками.
Памятные коновязи, посвященные землякам-участникам Великой Отечественной войны, установленные в селе
В нашем селе Арылах такие памятные коновязи стоят во многих дворах. Они стали современными мемориалами. Во дворе, где жил ветеран Пётр Петрович, стоит сэргэ, поставленная, вероятно, когда он наконец получил статус ветерана в 1980 году, в 35-ю годовщину Победы.


Семья Карсанаевых, у которой на фронт ушли все пятеро сыновей (двое погибли, трое вернулись ранеными), установила сэргэ к 40- и 50-летию Победы. А вернувшийся танкист Никита Терентьевич соорудил во дворе памятный танк.


В аласе Бюгюйэхтээх стоит сэргэ в память о братьях Барашковых — Степане и Герасиме. Их судьбу много лет выясняла семья. Оказалось, что Степан, защитник Севастополя, попал в плен и погиб в немецком концлагере. К основанию сэргэ его племянник положил горсть земли с того страшного места.

Житель села Никифор Попов, прошедший войну с Японией, заказал себе сэргэ к 50-летию Победы и прожил до 92 лет.
Ветераны Барашков Роман Иванович и Барашков Михаил Дмитриевич также установили сэргэ в память о своём подвиге.

Дерево, которое теперь говорит
Исследуя коновязи своего села, я сделала главный вывод, что сэргэ утратило первоначальное бытовое назначение. Оно превратилось в мощный символ, предмет для увековечения памяти. Хоть эти деревянные столбы и не умеют говорить, они рассказывают о многом. Они соединяют семейную историю с историей страны, напоминают о жертвах и героизме.
Эти сэргэ — уникальный пример того, как древние этнические традиции оживают, чтобы сохранить самую важную память — память о войне и Победе. И пока стоят эти столбы, память жива.
Сивцева Айталина, IX «А» класс, ГАНОУ «Арктическая школа» РС(Я), г. Якутск