31 октября в Якутске на базе Центра опережающей профессиональной подготовки проходит единый методический день «Развитие профессионально-личностного потенциала педагога в условиях инновационной образовательной среды» с участием ведущих спикеров ключевых образовательных организаций г. Иркутска. В работе единого методического дня принимают участие благотворительный фонд «Новый дом», образовательный комплекс «Точка будущего», образовательный центр ФИЦ ИРИХ СО РАН, Федеральный исследовательский центр «Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН».
С приветственным словом выступила Наталия Свердлова, представитель благотворительного фонда «Новый дом», подчеркнув значимость поддержки методических инициатив педагогов. Особое внимание было уделено проекту «Точка будущего», признанному региональной ресурсной методической площадкой. Наталия Свердлова отметила активное участие педагогов «Точки будущего» в международных и всероссийских конференциях, а также их высокую публикационную активность, занимающую лидирующую позицию среди частных образовательных учреждений страны.

Максим Астраханцев, директор ЧОУ «Образовательный комплекс «Точка будущего», победитель Всероссийского профессионального конкурса «Директор года 2025», советник министра просвещения Российской Федерации, поделился миссией учреждения, направленной на создание инклюзивной среды для детей с разным социальным опытом и возможностями. Ключевая идея комплекса, заложенная еще в 2013 году, заключается в социализации детей через интеграцию в образовательный процесс, независимо от их стартовых возможностей. Основными ценностями образовательного комплекса являются три важные человеческие культуры, формирующие целостный образовательный процесс: культура взаимодействия, культура саморазвития и культура созидания.

Единый методический день развернулся на четырех тематических площадках, став пространством для обмена опытом. На площадке «Тьюторство: педагогика XXI века» Ирина Кучма, заместитель директора по воспитательной работе образовательного комплекса «Точка будущего», раскрыла суть и возможности тьюторского сопровождения в современном образовании. Ее выступление, посвященное организации тьюторской деятельности в школе, продолжилось оживленной дискуссией, позволившей участникам глубже погрузиться в технологию тьюторского сопровождения.

Кто же такой тьютор?
От английского слова тьютор — наставник, репетитор, преподаватель, педагог.
Тьютор — личный наставник, который сопровождает ученика на пути к знаниям. Он помогает определить индивидуальные цели в обучении и сопровождает в процессе их достижения.
— Тьюторство, в современном его понимании, возникло как ответ на стремительные перемены в жизни общества, обусловленные глобализацией и цифровизацией. Человечество, пройдя через пять информационных эпох: от членораздельной речи до эпохи Интернета, сегодня сталкивается с перспективой появления искусственного интеллекта, способного, по мнению некоторых, даже вытеснить человека. Эти новые условия диктуют новые требования к обучению. Ежедневно на нас обрушивается колоссальный поток информации. Ученые подсчитали, что с 1983 по 2003 год было создано больше информации, чем за всю предыдущую историю человечества. В этом потоке важно уметь отличать достоверные данные, применимые к личным целям и способствующие приобретению новых знаний. Традиционные знания, полученные даже в рамках школьного образования, претерпели значительные изменения. Знания, актуальные 20 лет назад, сегодня требуют трансформации. Изменилась эпоха, изменились дети и родители, изменились специалисты в образовательных организациях. Следовательно, и педагог должен меняться, чтобы эффективно взаимодействовать с ними и организовывать образовательный процесс, — начала лекцию федеральный спикер.
Ирина Кучма отмечает, что ключевая проблема, с которой сталкиваются педагоги, — это потеря мотивации к учению у современных детей.

Тьютор:
- помогает в формирование целостной картины мира
- становится наставником на пути собственного предназначения
- выполняет функцию навигатора в потоках информации
- помогает осознанно подойти к процессу профессионального самоопределения
Основные цели работы тьютора:
- Развитие субъектной позиции обучающегося:
- Формирование навыков самообучения, самоподготовки и т.д.
- Расширение зоны ответственности и самостоятельности обучающегося
2. Реализация индивидуализации образования:
- Сопровождение процесса генерации ИОП
- Сопровождение реализации ИОП
- Организация фиксации результатов реализации ИОП и рефлексии
— В жизни ребёнка появляется значимый взрослый, ценностный наставник, и это не всегда только тьютор. Эту роль может взять на себя и куратор, подобный классному руководителю в общеобразовательной школе, сопровождающий детей в течение учебного дня, помогая в решении образовательных и воспитательных задач. Ценностным наставником может стать и учитель-предметник, поддерживающий ученика в углублённом изучении дисциплин, или педагог дополнительного образования. Главное, чтобы этот взрослый играл важную роль в развитии субъектной позиции ребёнка.
Для развития этой позиции в школе действует вся образовательная структура, включающая урочную и внеурочную деятельность, факультативы и спецкурсы, направленные на усиление интереса ребёнка. Важную роль играют воспитательные и спортивные мероприятия, такие как фестиваль детского творчества «Город Талантов», дающие возможность продемонстрировать свои знания, таланты и умения. Индивидуализация образования достигается за счёт создания индивидуальных образовательных программ и обеспечения опыта рефлексии, одного из важнейших элементов тьюторского сопровождения, которому тьютор должен научить ребёнка, — подчеркнула Ирина Кучма.
Чего не делает тьютор?
- Не учит
- Не советует
- Не контролирует
- Не работает с психологическими проблемами
- Не помогает решать трудности
— Тьютор не должен навязывать контроль, спрашивая: «Ты сдал? Ты защитил?» Его задача — организовать деятельность так, чтобы ученик сам осознал значимость знаний и задач. Психологические проблемы — не сфера компетенции тьютора. Даже если ученик подавлен из-за личных трудностей, советы и жизненный опыт здесь неуместны. Некорректное вмешательство в тонкие душевные материи чревато серьезными последствиями. В таких случаях тьютору следует вернуть ученика к теме занятия и, после его завершения, передать информацию психологу. Психиатрические проблемы требуют немедленного подключения врача-психиатра. Тьютор не решает трудности ученика, он помогает найти путь. Если на этом пути возникают препятствия, следует обратиться к коучу, психологу, предметнику или другому специалисту. Тьютор может использовать коучинговые технологии, но его роль — в навигации, а не в решении конкретных проблем, — подчеркивает спикер.
Тьютор помогает
- понять собственные интересы и намерения
- оценивать себя и ситуацию
- понять, что образование шире, чем учеба
- научиться расставлять приоритеты
- поиску смыслов в образовании
- адаптироваться к новым укладам
- сформировать субъектную позицию
— Тьютор — проводник в мир возможностей, смело организующий «социальные пробы», дающий шанс прикоснуться к неизведанному. Лишь в совместной рефлексии рождается понимание: станет ли опыт судьбоносным маяком или останется лишь мимолетным увлечением. Тьютор открывает горизонты образования, простирающиеся далеко за пределы школьной программы. Ведь обучение — это непрерывный процесс, сотканный из жизненных ситуаций, общения и ежедневных открытий. Тьютор учит адаптироваться к переменам, формирует активную жизненную позицию, но главное – помогает обрести смысл в образовании. Ведь без осознания собственной цели, без понимания своего предназначения и путей реализации сильных сторон, дальнейшее профессиональное становление становится невозможным, — отмечает Ирина Кучма.


Татьяна Евгеньевна Тырылгина, профориентолог частной практики:
— Работаю воспитателем в коррекционной школе-интернате для детей-сирот. Параллельно развиваюсь как профориентолог, ведь тьюторство и профориентация неразрывно связаны, помогая выстраивать траекторию развития ребенка для успешной жизни. Образовательный комплекс «Точка будущего» очень хорошо организовал систему тьюторского сопровождения, где наставник становится «ценностным ориентиром», индивидуально направляя воспитанников, раскрывая их таланты и увязывая их с потребностями рынка труда, мотивируя к учебе и жизни. К сожалению, в нашей республике тьюторство воспринимается лишь как сопровождение детей с инвалидностью. Хотя истинная роль тьютора гораздо шире: это наставник, особенно необходимый в современном мире переизбытка информации, когда неопределенность и обилие выбора давят на неокрепшие личности. Тьюторы в каждой школе могли бы облегчить этот выбор, повысить мотивацию к учебе и в конечном итоге помочь детям полюбить жизнь, увидеть её краски и стремиться к благополучию.

Анна Романовна Атласова, тьютор Адаптивного образовательного комплекса для детей с ограниченными возможностями здоровья: — Работаю три месяца тьютором, у меня физкультурное образование. Несмотря на трудности, верю, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на обучение и социализацию, и прилагаю все усилия для достижения этой цели. Хочу развиваться по направлению тьюторства.
keskil14.ru
