В Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского состоялось мероприятие «Окко киирии», посвященное началу сенокоса – важной традиции в культуре якутов. Праздник ознаменовал старт летней страды, которая играет ключевую роль в обеспечении жизнедеятельности сельского хозяйства республики.

После завершения Ысыаха, в разгар летней жары, в Якутии традиционно начинается сенокосная пора. Утро Петрова дня, знаменующего начало сенокоса, якуты встречают обрядом угощения духа-покровителя косы Хотуур иччитэ. В этот день семьи обмениваются саламатом, кумысом или быырпахом, отмечая начало важного этапа в хозяйственном цикле. Примечательно, что 13 июля считается днем собрания духов, поэтому сенокос в этот день не проводился, а семьи оставались дома.

Как рассказала Татьяна Гавриловна Старостина:
Чтобы трава хорошо росла и урожай сена был богатым, наши предки относились к этому процессу с особым трепетом. Когда начинали косить первую полосу, человек, который делал первый взмах косой, смазывал её в трёх местах топлёным сливочным маслом. Таким образом обращались к высшим божествам и духам Иччи срединного мира, прося их благословения на сенокос, на высокий травостой, чтобы скот плодился, давал много молока и мяса и чтобы было много телят.

В рамках мероприятия «Окко киирии» была представлена насыщенная программа, включающая:
- Обряд вступления в сенокос «Окко киирии сиэрэ-туома».
- Интерактив для посетителей «Охсуллубут от сыта», посвященный косьбе, сбору и стогованию сена.
- Показ документального фильма «Алаас ааттаах, хотуур суоллаах» из фондов Намского историко-этнографического музея им. П.И. Сивцева.
- Беседа с доктором сельскохозяйственных наук Константином Степановым на тему «Төрүт ас туһата билим чинчийиилэригэр олоҕуран» (Польза традиционной пищи, основанная на научных исследованиях).
- Мастер-класс по взбиванию сливок «Күөрчэх» с дегустацией.
- Беседа с врачом-диетологом Анастасией Саввиной на тему «Взгляд современной медицины на мясо-молочную пищу».
- Выставка «Хотуур – тэлэр дьарыгым», представляющая коллекцию ручных кос из фондов музея.
- Фотозона, традиционные якутские настольные игры, угощение оладьями и выставка-продажа продукции местных производителей.

Сенокос, как основное летнее занятие якутов, появился с развитием скотоводства. Заготовка сена на зиму стала решающим условием выживания скота в суровых климатических условиях. Основным орудием труда была якутская коса-горбуша (саха хотуура). Для сбора сена использовались грабли (кыраабыл). До их появления применялись вилы (атырдьах или кыдама). На заготовку сена уходило до 75 дней, в работе участвовали все члены семьи. Сенокос начинался в июле и продолжался от восхода до заката солнца. Каждый стог сена огораживался.

Константин Максимович Степанов отметил:
Сенокос для якутов, для народа саха — одна из важнейших летних работ. Именно благодаря ей мы обеспечиваем наших животных основным кормом на долгую и суровую зиму. Не зря говорят: один летний день сенокоса кормит целый год

Кроме того, посетители смогли увидеть выставку «Хотуур — тэлэр дьарыгым», на которой представлена коллекция ручных кос из фондов музея, посетить фотозону, поиграть в традиционные якутские настольные игры и попробовать оладьи.

Мероприятие «Окко киирии» в Якутском музее стал важным событием, подчеркивающим значимость традиций сенокоса в культуре якутского народа.
