Во второй день XXIX Республиканской научной конференции-конкурса молодых исследователей «Инникигэ хардыы — Professor V.P. Larionov «A Step into the Future» Science Fair» продолжается активная работа секции по географии, где 21 участник представил свои исследования.
Одним из ярких выступлений стал доклад Никиты Корякина, ученика 10 класса МБОУ «Орто-Дойдунская СОШ им. В.Д. Леббедева» Момского улуса. Он представил свою работу, посвящённую топонимике Чабалахского наслега, расположенного за Полярным кругом. Никита подробно рассказал о том, как его наслег имеет несколько названий — всего четыре — и как каждое из них связано с историей и культурой местных жителей:
- «Кулун-Елбют» — это почтовый адрес, вошедший во все карты. Происхождение этого названия связано с древними верованиями якутов. В предании рассказывается, что на праздниках «Ысыах» был обычай жертвоприношения духам.
- «Орто-Дойду» («Срединная земля»). О происхождении этого названия есть несколько версий — легенд. Впервые якуты нашли это место, спустившись по реке Сүүрүктээх из Верхоянья.
- «Сайдыы». Так назывался в Советские времена созданный здесь колхоз.
- «Догдо-Чыбагалах». «Догдо» — наименование местного звенского рода, Чыбагалахский от названия травы «Чыбааҕы».
Важным аспектом его исследования стала разработка карты наслега, которая наглядно иллюстрирует географические особенности региона. Кроме того, с помощью словаря Никита перевел все названия местностей, что позволило лучше понять их значение и происхождение.
Другим интересным докладом стало исследование природного явления — северного сияния Алимы Саввиновой, ученицы 6 класса МБОУ «Кюкяйская ПТСОШ им. А.К. Акимова» Сунтарского улуса. Она поделилась своими наблюдениями о том, что это удивительное явление стало более частым в последние 1-3 года. Участница представила данные о частоте появления северного сияния и обсудил возможные причины таких изменений, включая влияние климатических факторов и солнечной активности.
Конференция не только предоставляет юным исследователям возможность представить свои работы, но и позволяет обменяться опытом, найти единомышленников и получить ценные советы от преподавателей и ученых. Каждый участник, вне зависимости от тематики своего исследования, вносит вклад в развитие научной мысли и популяризацию знаний среди молодежи.