Сегодня в мире установлено более 3 200 000 банкоматов, и для нас это кажется само собой разумеющимся. Но для Лютера Симджяна, американского изобретателя армянского происхождения, продать людям идею машины, которая выплевывает деньги, было явно непросто.
К 1960-м годам в обществе уже существовала автоматизация, и машины выполняли задачи, которые раньше делались вручную. Однако это не получило широкого распространения и одобрения.
Прототипом современного банкомата послужило более раннее изобретение Лютера — депозитная машина. Эта машина не имела камеры и экрана, принимала наличные деньги или письма в конверте и автоматически выдавала депозитную квитанцию.
На стадии патента он дополнил изобретение камерой и назвал его банкограф. Этот аппарат был установлен в ряде отделений Первого национального городского банка Нью-Йорка, который сегодня известен как Citibank.
Пресс-релиз банкографа, опубликованный в СМИ, вызвал негативную реакцию общественности, называя машину стиральной машинкой для банковских нужд, что препятствовало распространению изобретения за пределы Нью-Йорка.
Годы спустя шотландец Джон Шепард-Бэррон решил усовершенствовать технологию банкографа, вдохновленный автоматами, которые выдавали шоколадки. Он разработал чеки, пропитанные углеродом-14 — слаборадиоактивным изотопом, который нес информацию о PIN-коде, вводимом клиентом через клавиатуру.
Машина, включавшая основные функции, в том числе прием банковских карт, была создана в 1971, когда человеком по имени Дональд Ветцель была запатентована технология автоматического диспенсера для кредитных карт.
Таким образом, в 1977 году мир увидел банкомат, похожий на тот, который мы видим сегодня. Технология машины, выдающей деньги, прошла путь от массового недоверия пользователей до широкого использования. С появлением бесконтактной оплаты, начиная с 2019 года, потребность в банкоматах снизилась, но они останутся актуальными еще на долгие годы, поскольку недостаточная цифровизация остается проблемой для Земли.