Охта…Кустарник, произрастающий в пойме реки Алдан заслуживает внимание. На родине детского писателя Ивана Васильевича Мигалкина продолговатые синевато-черные ягоды с сизым налётом знают все жители.
Название ягоды на якутском языке «уох», означает «сила, энергия». Смородина дикуша (RibesdikuschaFisch.). Впервые смородина дикуша была обноружена Н.С. Турчаниновым в верховьях Анадыря. Описана по гербарию в 1945 году Фишером. Восточно-сибирский бореальный вид произрастает во всех флористических районах Якутии, кроме Оленекского и Арктического районов. Предпочитает равнинные места.
Писатель Иван Мигалкин, как детский психолог связывает в сложном сказочном сюжете воедино мамонта, охту и ключевые слова: сочувствие, сострадание, доброта, понятные ребенку. Он нас учил в первую очередь доброте.
Разберем пример сказки: «Как-то раз отец Весёлого Мамонтенка принес ему в подарок девять кустов охты из верховьев реки Алан. Могучий мамонт сказал:
Эти пять кустов, Мамонтенок, мы посадим на берегу ручья, остальные раздели между своими друзьями. Пусть полакомяться! Думаю, они никогда прежде охту не ели.
Весёлый Мамонтенок взял гостинцы своим длинным хоботом и отнес друзьям – зайчатам и бельчатам.
«Друзья, отец велел мне поделить гостинцы поровну, чтобы и бельчатам, и зайчатам досталось по два кустика. Но вам, бельчата, хочу отдать три, потому, что вы сироты, вас много и вы ещё маленькие…»
Завораживают нотки счастья видит танец белых журавлей в сказке «Приключение Остроноса, смешного носорога:
«Выскочив на поляну, Остронос увидал стаю танцующих стерхов. Птицы совсем не испугались, одна даже помахала Остроносу крылом, приглашая потанцевать».
В своих добрых сказках педагог-писатель делится со своими читателями биолого-экологическими знаниями. Он нам говорит, что «это ваша Земля, мои юные читатели, охраняйте ценное и драгоценное – реки, живую природу и воздух, будьте добрыми и отрывчатыми».
Экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства. Изложение материала в форме сказок Ивана Васильевича побуждает ум и чувства.
Сказки «Весёлый Мамонтёнок» и «Приключение Остроноса, смешного носорога» учат понимать природу и беречь её. Основные факты даны правдиво, с научной достоверностью. Вымышлены в них лишь события и разговоры между животными, которые помогают детям понять суть происходящего в природе. Писатель восхищается неповторимой и многоликой природой родного края, находит в ней источник вдохновения.
Читатели газеты «Кэскил», журнала «Чуораанчык» «Колокольчик» хорошо знакомы с творчеством Ивана Васильевича Мигалкина. Главное в его стихах, сказках, что сегодня необходимо каждому любителю природы – редкий сплав научной достоверности и художественности. На страницах его книг живет большое количество объектов живого мира. Есть тут и всем знакомая белоствольная береза, белый журавль и медведи, горностай и соболь.
Иван Васильевич оставил нам произведения, добрые сказки и рассказы, истории, подарил нам радостные минуты общения с настоящей поэзией, которые необходимо использовать в учебном-воспитательном процессе.
Иван Васильевич – народный поэт Республики Саха (Якутия), член Союза писателей, заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия).
Биография его богата: служил в Советской армии, окончил Вилюйское педагогическое училище имени Н.Г. Чернышевского, а затем Литературный институт имени А. М. Горького, работал учителем в Мюрюнской средней школе, был корреспондентом газеты «Кыым». Почетный гражданин, обладатель Золотой Есенинской медалью «За верность традициям русской культуры и литературы», И. Бунина, С. Маршака и А. Белого.
Нина ПЕРФИЛЬЕВА, учитель биологии и химии
Майской школы им. Е.Л. Чистякова, Амгинский улус