[vc_row][vc_column][vc_column_text]Любовь Максимова
: @itismelyuba[/vc_column_text][vc_column_text]Бесспорно, каждый народ в мире обладает своей уникальной культурой. Однако печален тот факт, что многие народы эту культуру теряют. С ней уходят не только традиции и быт, но и языки. По данным статистики Gazeta.ru за 2012 год, в мире всего насчитывается 7000 языков, на трех тысячах из которых говорит лишь 1% населения земного шара. ЮНЕСКО же сообщает, что в России существует 174 языка, а 135 из них находятся под угрозой. Однако процесс исчезновения языков, а вместе с ними культур и самих народов можно остановить. Во многом это зависит и от самого народа тоже. Сегодня мы поговорим о Якутии и о том, как она развивается.
Резко-континентальный климат, при котором температура колеблется от +40 градусов по Цельсию летом и до -60 зимой; бурное развитие добычи полезных ископаемых, включая алмазы, золото и серебро; столица – город Якутск, признан самым большим городом в мире, стоящим на Вечной мерзлоте; наличие двух Конституций (якутской и российской), двух государственных языков, двух президентов и собственного государственного собрания; три часовых пояса, 34 района (улуса) и 6 городов; самая длинная река Сибири – Лена со знаменитыми Ленскими столбами; собственные теле- и радиовещание, СМИ, театры, музыка, наука, средние специальные и высшие учебные заведения – это все о республике Саха (Якутия), крупнейшем регионе не только России, но и мира. Её площадь составляет 3 083 523 км². При огромной территории население составляет менее миллиона человек. Якутия – целое государство со своей историей, традициями, языками и религиями.
«Якутию признают разносторонне развитым субъектом страны, который славится своими достижениями не только в области спорта, культуры, науки, но и в самых различных направлениях», — отметил бывший глава республики Егор Борисов в мае 2018 года.
Каждый год правительство республики утверждает программы не только экономического, но и культурного развития Якутии. В программу последнего входят проведение таких крупных мероприятий, как детские спортивные игры «Дети Азии», приводящиеся раз в четыре года, чемпионат России по боксу, чемпионат мира по мас-рестлингу и различных других. Так, в июле этого года республика организовала и провела первые Международные Интеллектуальные игры-2018, участниками которых стали более тысячи человек из самых разных уголков света.
«Без развития культуры, её модификации мы не можем говорить о сохранении в целом нас, как идентичности, в современных условиях. Пытаться законсервировать нашу культуру – это путь к деградации, в то время как необходимо ее развивать и сохранять исходя из условий быстроменяющегося мира», — сказал в августе 2018 года действующий президент республики Айсен Николаев.
Заранее отметим, что это только малая часть того, что делает народ Якутии, чтобы поддерживать существование и дальнейшее развитие своей культуры не только на российском, но и мировом уровне. Что уж говорить о продвижении национальных видов спорта, танцев, музыки (кстати говоря, в Якутске расположен Международный центр варганной музыки, основанный в 1990 году), театра и науки. Можно долго и много говорить о роли республики в экономике России, считая огромное количество полезных ископаемых, добываемых именно на территории Якутии. Не меньше внимания заслуживают и традиционная религия якутов, якутский шаманизм и православие в Якутии.
Но сегодня мы поговорим об отдельной ветви культуры Якутии – о национальной литературе. Затронем имена лишь некоторых из многих писателей, которые, на наш взгляд, оказали наиболее существенное влияние на создание и развитие якутской национальной литературы. Писателей, чьё творчество всё ещё дает о себе знать и даже спустя век не теряет своей актуальности. Писателей, чьи старания оказали положительное влияние на развитие якутской культуры, которая не осталась забытой.
Семён Андреевич Новгородов – выдающийся якутский писатель, лингвист и политик. Ещё будучи студентом, в 1917 году, Новгородов основе латиницы создал первый настоящий якутский алфавит, который более подробно передавал все тонкости и детали якутского произношения, нежели предыдущая письменность, предложенная русскими. Хотя алфавит просуществовал не более пятидесяти лет, он дал серьезный толчок к развитию якутской лингвистики. В настоящее время алфавит якутского языка состоит только из кириллицы, включая уникальные якутские буквы. Например, ө, ҕ, ҥ.
Наверное, самый важный и крупный шаг, давший старт началу и развитию якутской национальной литературы, сделал Платон Алексеевич Слепцов под псевдонимом Ойуунский. Платон Алексеевич был рожден в 1893 году в Таттинском улусе Якутии. Он является не только писателем и филологом, но и общественным деятелем: в 1922 году он становится председателем совнаркома Якутской АССР, а в 1937 избирается депутатом Верховного совета СССР.
С именем Платона Ойуунского неразрывно связан якутский национальный героический эпос Олонхо. Он собрал и воссоздал в тексте один из самых известных олонхо – «Дьулуруйар Ньургун Боотур» («Нюргун Боотур Стремительный»), который до этого хранился только в устах якутского народа, передаваясь из поколения в поколение. Этот олонхо насчитывает свыше 36000 строк. На русский язык эпос был переведен советским поэтом Владимиром Васильевичем Державиным. Имя Ойуунского несёт Саха Академический театр в Якутске, а на площади Орджоникидзе, на котором и стоит здание театра, установлен памятник Плотону Алексеевичу.
Упомянув Платона Алексеевича Ойуунского, нельзя не вспомнить имя Алексея Елисеевича Кулаковского – Өксөкүлээх Өлөксөй. Он был не только одним из основоположников якутской литературы, но и из первых, кто затронул тему единения и дружбы народов. Памятник Кулаковскому установлен на площади Дружбы Народов в Якутске, а Дом дружбы народов также носит его имя. Самым известным произведением Алексея Елисеевича является, пожалуй, стихотворение «Байанай Алгыhа» («Заклинание Баяная»), которое посвящено покровителю леса и охоты Баянаю: выйдя в лес или на охоту, всякий должен совершить обряд кормления огня, чтобы получить одобрение и благословение Баяная на охоту или же на простое нахождение на природе.
Саргылана Сивецва, учитель русского языка и литературы:
«По моему мнению, якутская литература развивается. Например, якутское книжное издательство «Бичик» выпускает разнообразную литературу, особенно качественно у них выходят детские издания. Сейчас в их книжных магазинах проводятся встречи с известными людьми, различные акции, книги можно читать в электронном виде: они есть как в бесплатном, так и в платном варианте. Появляются и молодые авторы. Их произведения можно в «Полярной звезде» прочитать. В социальных сетях часто распространяют стихи современных поэтов. Например, в Инстаграме есть «Литературная полярка» на русском и «Ойуу хоhооннор» на якутском языке. Постепенно стала появляться методическая литература для учителей. Что касается моих вкусов, то из якутских классиков моими любимыми писателями являются то П.А.Ойунский, А.Кулаковский, Семен Данилов, Амма Аччыгыйа, Суорун Омоллоон, Эллэй, Далан».
Дмитрий Кононович Сивцев (Суорун Омоллоон) – якутский народный писатель, драматург, герой социалистического труда.
Помимо писательской деятельности, Дмитрий Кононович внёс большой вклад в развитие общественной и культурной жизни Якутии. Знаменитый Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба», расположенный в селе Соттинцы Усть-Алданского улуса, был основан именно Сивцевым. Якутский народ помнит творчество Суоруна Омоллоона. Например, его первый рассказ «Лена-река», балет «Полевой цветок», «Лоокут и Ньургусун», «Камень счастья». Дмитрий Кононович прожил долгую жизнь в 98 лет. Имя Суоруна Омоллоона присвоено Якутскому государственному театру оперы и балета. Также в честь писателя установлены памятники на площади Дружбы и на территории основанного им музея «Дружба».
Любовь Мальцева, мать двоих детей, домохозяйка:
«Я считаю, что якутская литература не сильно развивается именно на данный момент. Я, конечно, стараюсь читать якутские сказки своим детям, но они понимают не все слова, да и не особо пытаются интересоваться якутской литературой. Жалею, что я сама в прошлом не уделяла должного внимания чтению якутских произведений, и только сейчас начала понимать всю его важность, постепенно углубляюсь в национальную литературу».
Детское издательство «Кэскил» в городе Якутске на своём сайте keskil14.ru недавно открыло новый раздел под названием «Библиотека». В неё входят две рубрики: «Сказки» и «Наследие А. Е. Кулаковского».
«Наследие Алексея Елисеевича Кулаковского» — специальный проект, включающий в себя абсолютно уникальные материалы, касающиеся жизни и творчества выдающегося основоположника якутской литературы.
Его вы можете скачать себе в формате PDF.
«Сказки» — это электронная библиотека, в которую входит целое собрание сказов народов Севера. В библиотеку входит пять разделов – распределения сказок по народам:
— Эвенкийские сказки
— Эвенкские сказки
— Якутские сказки
— Юкагирские сказки
— Долганские сказки
Особенно любопытно, что все сказки вы можете прочитать как на языке оригинала, так и в переведенном на русский варианте.
Кроме того, все произведения, разложенные по папкам, вы абсолютно бесплатно также можете закачать к себе в компьютер или телефон через Яндекс.Диск. Библиотека периодически обновляется, пополняясь все новыми и новыми сказками, так что вы можете подписаться на рассылку от издательства, чтобы не пропускать уведомления о поступлении свежих произведений.
Конечно, во всём есть свои как минусы, так и плюсы. Это касается плюсов и минусов развития культур и выхода их на более глобальный уровень. Но факт того, что якутская литература существует, изучается в школах и университетах, а современные писатели с каждым годом выпускают все больше и больше новых произведений, остается неоспоримым. Нужно помнить, что развитие каждый культуры, каждого языка и каждых традиций остается на плечах самого народа-носителя и никто, если не он, этого вместо него самого не сделает.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]