Как стратег, практик, организатор Василий Васильевич Федоров видел тенденции развития республики и России в постсоветском пространстве в целом, и как руководитель образования улуса — образования в частности. И уже в начале 90-х годов 20 столетия начал модернизацию образования в улусе. Улусу как и в республике, стране нужны были инновационные преобразования.
Одной из таких ноу-хау Василия Васильевича была наша школа, тогда Амгинская педагогическая гимназия. За короткое время в 1992-1993 учебного года, где-то в течение трех месяцев, были созданы Концепция, Программа развития, учебные программы нового типа школы: Амгинской педагогической гимназии. Гимназии предстояло стать «точкой роста» новой образовательной системы, центром новых образовательных технологий. По сути она была создана как инновационный образовательный центр в школьной системе улуса и республики.
Усилиями Василия Васильевича была проведена огромная работа с Министерством образования Республики Саха (Якутия): выделены дополнительные финансовые средства, дано было самое современное оборудование, обеспечено переподготовка педагогических кадров, были созданы необходимые для учебного процесса условия. И поставлено государственное требование: качество обучения должно гарантировать стопроцентное поступление наших выпускников в вузы, обязательное участие и призовые места в разнообразных олимпиадах школьников, заметные результаты в научно-исследовательской работе, успешная сдача государственных экзаменов. Ну и, конечно, содержательная культурная жизнь школы, для чего были выделены дополнительные ставки для создания студий.
Коллектив Амгинской педгимназии создал в школе единое гуманное демократическое сообщество, где директор управляет школой вместе со школьным и педагогическим советом, ученическим самоуправлением и родителями. Все имеют право голоса в решении различных проблем школы. Было создано такое управление, которое разрушает «стену» между «начальством» и «подчиненными», пробуждает чувство ответственности за дело школы, сопереживание и стремление к взаимопомощи.
Учиться в такой школе стало не только престижно, но и чрезвычайно ответственно. При этом повышенная ответственность возлагалась не только на педагогов, но и самих школьников. В нашу школу приходил тот, кто готов к повышенным требованиям и нагрузкам, к инновациям в изложении и усвоении программ, к напряженному творческому процессу. Учебные планы, реализуя идеи общего образования повышенного уровня сложности, сформировывали углубленное изучение определенного цикла учебных дисциплин, за счет предоставления учащимся широкой возможности выбора изучения учебных предметов, входящих вариативную часть, что в дальнейшем привело к безболезненному переходу к профильному обучению. Появились такие предметы как философия, психология, педагогика, экология, второй иностранный язык.
Василий Васильевич поставил перед нами задачу совместной деятельности с кафедрами Якутского государственного университета, были созданы учебные программы для старших классов, которые давали возможность выпускникам успешно поступить в высшие учебные заведения и быстро адаптироваться к требованиям вузов, преподаватели университета стали частыми гостями гимназистов. Были созданы проекты, которые нацеливали учеников стать студентами разных факультетов. Это дало нам 100% поступление наших выпускников в учреждения высшей школы, возможность стать дипломированными высококвалифицированными специалистами, работающими сегодня в различных сферах народного хозяйства.
В гимназии были созданы все условия, когда каждый ученик чувствует себя нужным, любимым, принятым, уверенным, успешным. В основе воспитательной работы применялась методика «Педагогика сотрудничества» Игоря Петровича Иванова, воспитывающая активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, обучающая технологии общественного творчества. Действовала организация детского самоуправления «Большой совет гимназистов»; с целью ориентации и адаптации учащихся к жизни в системе рыночных отношений, формирования общей экономической культуры проводилась финансово-экономическая игра «Гимназия и рынок», даже у нас имелась своя «валюта» гимар.
Основной задачей дополнительного образования было создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся и учителей, развитие и реализация их творческих возможностей, вовлечение их в разнообразную творческую деятельность. В Амгинской гимназии работали 10 студий, начиная бисероплетения, танцевальной, вокальной, керамической, до студии «Проба пера», информационно-технической студии «Имидж», которая воспитала сегодняшних ярких звезд якутской киноиндустрии.
В эти годы в наших школах, впервые в республике, появились психологические службы, что было шагом вперед в решении важнейшей задачи школы «знать ребенка во всех отношениях». Основной задачей психологической службы стало содействие психическому здоровью, образовательным интересам, раскрытию индивидуальности социализирующей личности и сопровождение наших многочисленных экспериментов. Первыми амгинскимиквалифицированными психологами были Лидия Васильевна Петрова, Людмила Ильинична Новикова.
Основой инновационных преобразований были информационные технологии. Амгинская педгимназиястояла у истоков этих технологий. Если на первых порах мы видели применение компьютеров только в учебном процессе, на котором отрабатывали базовые навыки пользователя, то постепенно мы переходили к более сложным интерактивным системам, в которых компьютер соединялся с видеосистемой, кабельным телевидением, сетью Интернет. Он стал не только инструментом уроков информатики, а большим миром, где учащиеся могли проявить себя в любой области человеческой деятельности: начиная от участия в различных телекоммуникационных викторинах до создания роботов, программирования, дистанционного обучения. Еще в начале двухтысячных годов мы начали внедрять Netшколу, прообраз СГО. Эту совершенно новую, ранее неизвестную работу внедряли в наши школы заместители директора по новым информационным технологиям и учителя информатики под руководством отдела информационно-технических технологий, созданного в Амгинском РУО.
Василий Васильевич всегда говорил, что учитель должен постоянно заниматься самообразованием, учитель не только урокодатель, но и человек способный найти общий язык и с учеником, и с родителями. Он должен быть исследователем, стратегом, программистом, педагогическим диагностом, терапевтом, организатором ученического труда, инициатором изменений, воспитателем молодых поколений.
Под пристальным взглядом Василия Васильевича была и методическая работа: перед нами была поставлена цель выйти на новый научно-методический уровень. Появились предметные кафедры, научно-методический совет, должность заместителя директора по научно-методической работе.
Учителя нашей гимназии были одними из первых, которые стали проводит авторские курсы, создавать свои учебные программы и учебники, стали участниками российских, международных научных конференций.
Появилась необходимость в своих научных кадрах. Педагоги не только гимназии, но и других школ улуса стали соискателями, аспирантами, в начале двухтысячных годов начали защищать свои диссертационные работы на соискание ученой степени. Была подготовлена целая плеяда учителей – кандидатов наук: Гринчук Г.В., Барабанова И.С., Захарова Д.И., Борисова А.И., Григорьева Л.Ф., Мартынов Ф.Н. и другие.
Эти учителя начали углубленно заниматься наукой и параллельно привлекать к исследовательской деятельности своих учеников. Гимназия стала инициатором появления в улусе «Школы юного исследователя», «Школы педагога-исследователя», «Школы юного филолога», с которых берет начало научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся улуса.
27 лет назад Амгинские дети впервые приняли участие в первой республиканской конференция школьников «Шаг в будущее». Их было немного, около 10 человек. А сегодня каждый год около ста юных исследователей Амгиучаствуют в республиканских и российских конференциях. А сколько молодых людей, участников этой программы, стали кандидатами и докторами наук! Это движение шагистов было поддержано, организовано под непосредственным руководством В.В. Федорова.
В.В. Федоров в своем философском эссе «Письмо к Амгинской интеллигенции», рассматривая вопросы образования, пишет о сохранении статуса развития ивыделяет основные направления развития образования, которые и сегодня остаются актуальными:
1. Укрепление МТБ, развитие профильных учебных заведений, ни в коем случае не должно быть снижения уровня развития.
2. Поиск путей для развития некоторых школ, определения их конкретных и долгосрочных задач. Выполнение этих задач видится в специализации школ с целью дальнейшего развития образовательной, профориентационной работы.
3. Вопросы специализации школ должны решаться самими школами даже на уровне отдельно взятых классов.
4. Образование требует постоянного движения вперед, застой означает топтание на месте, по школьным понятиям это второгодничество.
Д.И. Захарова, кандидат педагогических наук, директор МБОУ «Амгинский лицей имени Л.В. Киренского».