Прошло ежегодное мероприятие «ScienceSlam. Якутск». Организаторы этого уникального для нашего края эвента – активисты студенческого научного общества СВФУ имени М.К. Аммосова и Ассоциация ScienceSlam Россия.
Вы спросите, а в чем уникальность сего мероприятия? Да хотя бы в том, что на одной площадке в дружеской атмосфере сходятся молодые ученые абсолютно из разных сфер науки, будь то физика, химия или лингвистика. Здесь есть место каждому. Суть ScienceSlam (далее SS) заключается в том, что за десять минут молодой ученый рассказывает о своем исследовании. Слэмер должен остроумно, доступно и интересно донести свою идею до неподготовленной публики, которая в конце определяет победителя аплодисментами. Согласитесь, в наших реалиях мы привыкли видеть ученых с серьезным видом, в строгих костюмах, в очках, а SS призван изменить стереотип, что ученые и наука – это скучное занятие для скучных людей.
Science Slam – в школы!
Главный вдохновитель и инициатор проекта, член Ассоциации «ScienceSlam» Иннокентий ШЕЙКИН поделился с нами особенностями проведения слэма и рассказал о перспективах его развития в Якутии:
– На нашей площадке выступают студенты, но в следующем году мы хотели бы провести подобное мероприятие для школьников. В качестве слэмеров выступают школьники с собственными проектами или взрослые ученые, которые рассказывают детям о своих исследованиях. Формат носит профориентационный характер. В 2016 году прошел школьный слэм с участниками-детьми из России и Германии.
Сегодня студенты и школьники не горят особым желанием посещать скучные лекции. ScienceSlam преследует цели популяризации науки и привлекательности образа ученого среди молодежи. Подобный формат популярен в зарубежных странах, а также в других городах России. Этот формат интересен зрителям любого возраста. К нам приходят и школьники, он дает им новый опыт, они хотят проводить слэмы и у себя в школе.
Мы пообщались с двумя братьями, учащимися СОШ №10 г. Якутска Славой и Ильей БОРИСОВЫМИ, которые впервые посетили слэм, и вот что они нам рассказали:
– Мы участвовали в школьных конференциях, защищали доклады, но это все происходило в достаточно сдержанной и сосредоточенной атмосфере. Проводить такие неформальные мероприятия в школах было бы полезно и нужно, чтобы повысить интерес детей к учебе, ведь зачастую бывает так, что из-за загруженности школьник вообще иногда не хочет идти в школу, не говоря уже о занятиях наукой.
Что такое паратекст?
Бирая Исакова учится на втором курсе Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ. Бирая со школьной скамьи занимается наукой, постоянно выступала на различных конференциях и чтениях. Становилась победителем НПК «Шаг в будущее». На слэме она выступила с докладом по лингвистике на тему «Влияние паратекста на смысл оригинального текста».
– Тема непростая, хотя бы потому, что даже нет точного определения – что такое паратекст, – рассказывает Бирая. – Оригинальный текст окружен дополнительным материалом, который предоставляется продюсерами или авторами. Это может быть пиар-компания, трейлеры, даже сам автор, его имя может быть паратекстом. Паратекст создает входную арку в текст, и он дает читателю, зрителю какое-то представление об оригинальном тексте. Текстом может быть всё, у чего есть текстовая основа: это могут быть не только книги, но и фильмы, игры, потому что у них есть сценарий. Давайте рассмотрим паратекст на примере мультфильма «Шрек». Существуют два вида паратекста: который делают сами авторы, чтобы продвигать своё произведение, и фанаты во время или после просмотра. Я рассмотрела второй вид. Второй вид может менять весь смысл и образ главного героя. Он раньше был просто добрым огром, а сам фильм считался классным, получил положительные отзывы критиков, зрителей. Но сейчас Шрек превратился в мем, из положительного героя, благодаря высмеиванию, он стал «страшным чуваком», которого боятся дети. Это и есть паратекст – смыслы, которые накладывают на текст зрители.
«Трогательный сенсор»
Айжан СЕМЕНОВА – студентка второго курса Физико-технического института СВФУ. Она со своим докладом «Трогательный сенсор» стала лучшим слэмером Science Slam, получила сертификат на 15 тысяч рублей от главного партнера мероприятия ППОС СВФУ:
– В сенсорный экран наших мобильных телефонов встроен электрод, который при касании передает информацию. Нажали на экран, открылась папка, увеличили фотографию и т.д. – все это благодаря электроду. Я хотела бы заменить его на графен. Это самый прочный материал на Земле, он в двести раз прочнее стали, прозрачный, легкий, гибкий, проводящий. Графеновый экран на телефоне может быть гибким, как лист бумаги, он не разобьется, будет морозоустойчивым. В наших условиях использовать телефон с графеновым экраном было бы в сто раз эффективнее и полезнее.
Мне кажется, проводить такие мероприятия для школьников было бы полезно, потому что многие же не знают о существовании каких-то профессий, институтов. Особенно, я считаю, такие мероприятия необходимы для 11-классников.
Алексей ВАСИЛЬЕВ.
Фото автора.