О разновидностях интервью, подготовительных этапах, характере задаваемых вопросов, ошибках, барьерах рассказала доктор политических наук, профессор кафедры цифровых медиакоммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Галина Мельник.
Понятие интервью
Подготовка к интервью начинается буквально с встречи и беседы, где потребитель информации осмысливает, то есть переводит услышанное и увиденное в соответствии с мировоззрением человека, его мироощущением, миропониманием. Есть конечно своя специфика в печати, радио, телевидении и интернет СМИ. Но мы понимаем, что даже стенографическая запись ответов после расшифровки специально обрабатывается для печати, если это для зрительного восприятия, когда мы читаем текст. На радио в идеальном случае, интервью создается, в тот самый момент, когда его получает слушатель, но и записанное на плёнку интервью сохраняет черты подлинного документа, голос, стиль речи, интонация говорящего. Содержание интервью в газете отвечает на вопрос: что сказал в интервью, а на радио — что и как он сказал или что-то сделал. Есть специфика такая, что газетчик изменяет по своему усмотрению порядок вопросов для будущего материала, какие-то может убрать и т. д., ведь мы готовимся заранее к интервью, подготавливаем вопросы, но в процессе общения можем что-то поменять. Нужно понимать цель интервью, цель — это один из параметров любого жанра и формата, если это репортаж мы должны передать пластику, графику, звуковое оформление, эмоциональный настрой и т. д. Если это статья или корреспонденция нам важно показать весь расклад имеющихся мнений и представлений о проблеме, и вывести на решение этой проблемы. В интервью целью является найти эксклюзивного или ключевого информатора по актуальной и важной проблеме и через личное ощущение вашего, того кто перед вами, передать его собственное мнение и т.д.
Несмотря на большое разнообразие видов интервью, его структурно-композиционные черты остаются стабильными. Обязательно нужно с чего-то начинать, есть основная часть (ударная часть), и есть концовка. И после того, как мы провели интервью у человека должно остаться ощущение, что он всё рассказал, при этом не было эмоционального опустошения, наоборот, чтоб он был на подъёме и имел желание дальше с вами общаться. Кроме того, что вы следите за весь содержательный ход, вы должны контролировать все моменты логически, и плюс подстраиваться эмоционально под потребности и настроение вашего интервьюируемого.
Интервью печатных СМИ
Жанр интервью представляет собой внешний диалог. И диалогичность выступает не только как способ построения газетного текста, но и как способ организации материала на газетной полосе. Когда мы говорим о прямой записи – интервью на лист, для печатных и сетевых СМИ практически невозможно, поскольку даже в самой грамотной речи мы можем найти какие-то заминки, повторы, слова-паразиты. И наконец, важной особенностью в интервью печатных СМИ является его необходимость его визировать. Это единственный жанр, где вам нужно обязательно получить подпись у интервьюируемого, что он согласен со всем.
Протокольное интервью
В протокольном интервью есть рутинные моменты, которые несут официальную информацию о встрече политического деятеля, например, в аэропорту или на вокзале, передает беседу с представителями власти по поводу какого-нибудь торжества, мнение гостей о городе, о каком-либо событии. Вопросы такого интервью обычно стандартные известны заранее.
Интервью-факт и интервью-мнение
Различают интервью-факт и интервью-мнение. Аудитории интересно интервью-мнение с ключевым информатором (свидетели, жертвы, участники, наблюдатели и т.д.). В первом случае, важной и необходимой представляется информация, которой обладает интервьюируемый. Во втором случае речь может идти о чём-либо общеизвестном, но интервьюируемый имеет право на оценку, разъяснения, прогнозы и т.д.
Информационное интервью
Целью информационного интервью является получение определенных сведений или мнений. В этом случае собеседник – лицо не всегда официальное, поэтому стилистика разговор близка к обычной, повседневной может быть окрашена в эмоциональные тона, что всегда способствует восприятию информации. К информационным видом интервью относятся и протокольные интервью, интервью-анкета, пресс-конференция.
Аналитические интервью
Очень любопытны аналитическое интервью, подразумевающий обязательное наличие ярко выраженного глубокого начала, приоритетность компонентного, порой научного осмысления проблемы или процесса над простым информированием. Обязательным признаком этого жанра является наличие в публикации определения путей и методов решения рассматриваемой проблемы. Предметом аналитической журналистики нечасто становятся текущие события. Журналист своими вопросами задает направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо. С этой целью вопросы формируются таким образом, что они требуют освещение узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.
Подготовительный этап установка контакта к интервью
К любому интервью надо готовиться серьёзно, не только фиксировать вопросы, нужно даже знать как можно больше информации об интервьюируемом. Бывают разные ситуации, заранее надо психологически подготовиться к предстоящему интервью. Нужно установить контакт с собеседником, вызвать интерес, убедить продолжить вести беседу. Создать атмосферу доверительной беседы, предоставить официальную информацию о себе. Объяснить, где и на каких условиях будет использоваться полученная информация. Выбрать оптимальное место и время проведения интервью.
При подготовке к телевизионному интервью:
- Рекомендуют приходить опрятными и в хорошем настроении.
- Не допускать ссоры на съёмочной площадке.
- Проявлять уважение друг другу и герою (интервьюируемому).
- Правильно выбрать ракурс, установить камеры, проверить звук, убрать посторонние шумы.
Особенностью теле-интервью в прямом эфире является невозможность подкорректировать. Поэтому серьёзно подходите к выбору собеседника, оцените способность работать в эфире. Вопросы должны быть понятными, четкими, нестереотипным, не содержать готовых ответов, а ответы в свою очередь развёрнутыми и обоснованными.
Радио-интервью
Суть жанра радио-интервью – чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой. Радио всегда обращено к аудитории, оно диалогичности уже по своей природе. Радио-интервью – коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Его цель — получение актуальной и интересной информации от компетентного, сведущего человека. Важно овладеть вниманием слушателей с первой минуты. Радио-интервью рождается во время проведения разговора. Техническая запись в таком случае становится творческим процессом, дающие конечные результаты.
Интервью-портрет
Дает более полное представление о человеке, оно может звучать до 20 минут и содержать вопросы, направленные не только на получение информации, сколько на раскрытие внутреннего мира героя. В таком интервью журналист помогает своему собеседнику проявить себя в полной мере.
Композиция и сюжет интервью
Любое интервью имеет композицию, сюжет. Их основу составляют вопросы журналиста. Именно они определяют качество материала и его внутреннюю структурную организацию. Вопросы главный «инструмент» журналиста в интервью.
Для достижения поставленной цели журналист использует свою наработанную систему средств – речь, интонацию, акценты, стиль выражения, мысли вербальные и невербальные средства.
На всем протяжении акта общения журналист мысленно осуществляет контроль над темой: старается не допускать значительных отклонений от главной темы, от принятой концепции ведения диалога, следит за причинно-следственными связями информации, которые ему сообщает собеседник. Контролирует полноту получения информации, логику изложения, а также отслеживает ошибки в повествовании, описании, рассуждении, искажение фактов.
Из-за нарушения законов логики могут возникнуть смысловые барьеры. Также могут возникнуть коммуникативные барьеры, из-за непонимания природы и психологии общения людей, сущности процессов их восприятия и взаимодействия и, наконец, из-за неприятия действительности.
Барьеры в общении
Мотивационный барьер возникает, когда собеседники имеют разные мотивы, этот вопрос необходимо уточнить в начале общения. Барьер некомпетентности возникает, когда некомпетентность собеседника вызывает чувство досады, ощущения потерянного времени. В этом случае стоит сменить тему разговора или ввести собеседника в курс дела. Этический барьер возникает тогда, когда нравственные позиции собеседников несовместимы. В этом случае не стоит перевоспитывать собеседника или стыдить его. Барьер стилей общения зависит от тебя, от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии. Необходимо осознать, что стиль поведения человека — это проявление его глубинных сущностных характеристик, нужно стараться принимать собеседника таким, какой он есть. Коммуникативные барьеры возникают, когда собеседники пользуются одними и теми же знаками для обозначения разных вещей. Логический барьер заключается в неумении выражать свои мысли. В общении с такими людьми необходимо проявить терпение, задавать наводящие вопросы. Также может возникнуть фонетический барьер. Плохая техника речи, в общении с таким человеком важно не показать своего недовольства. Неумение слушать выражается в том, что собеседник перебивает, начинает говорить о своём. Может быть такое, что человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации.
К сожалению, не все умеют и хотят контролировать себя. Невежливость — это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнёра, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью».
Подготовила Дайаана БАНДЕРОВА,
студентка IV курса ОЖ-18.